Опубликовано: 13.03.2024
Категории: Архив путешествий, Непал
Тэги: Гималаи, Непал, Пеший туризм, полезное, рекомендации, Эверест
Осенью 2023 года командой izagorizont был пройден маршрут через три высокогорных перевала в районе Эвереста. Первоначальный план и маршрут был следующий: Москва-Дели-Катманду-Лукла. Это все самолетом.
День 1 : Перелет Kathmandu в Lukla (2850m) и пешком до Phakding (2610m) Продолжительность: 4-5 часов.
День 2 : Пешком из Phakding в Namche Bazaar (3,440m) Продолжительность : 5-6 часов.
День 3 : Акклиматизация в Namche Bazaar с подъемом на смотровую Эвереста.
День 4 : Переход из Namche в Pangboche (3,930) Продолжительность: 5-6 часов
День 5 : Из Pangboche (3,930) в Дингбоче (4,410). Продолжительность: 6 часов
День 6 : Подъем из Дингбоче (4,410) на панорамную вершинку (5,053) в качестве акклиматизации и спуск обратно.
День 7 : Переход из Дингбоче в Chukhung (4,750m). После обеда озеро Имджа и обратно.
День 8 : Из Chukhung через перевал Kongoma-la 5,535m со спуском в Lobuche (4,928m) Переход 7-9 часов.
День 9 : Переход из Lobuche (4,928m) в жуткий Gorak Shep (5170m) , далее пешком до Everest Base Camp (5364m) и возврат в Gorakshep. Длительность: 7-8 часов.
День 10 : Подъем из Gorakshep на смотровую точку Kalapatther (5643m) а потом вниз через Лобуче в Dzongla (4830m) под перевалом Чо-Ла. Длительность 7-9 часов.
День 11 : Пересечение перевала Cho-la pass (5367m) из Dzongla со спуском в Гокио с обедом Thangnak (4750m) Продолжительность: 9 часов.
День 12 : Переход из Gokyo через перевал Renjo-La Pass (5360m) со спуском в Marlung или Thame (4210m/3880m). Продолжительность 9+часов.
День 13 : Трек из Thame /Marlung в Monjo (2860m) через Namche Bazaar (3,440m) продолжительность : 5-6 часа. Вот тут есть вопросы!
День 14 : Переход из Monjo в Lukla (2,860m) Продолжительность: 6-7 часов.
День 15 : Перелет до Рамчапа, далее трансфер 6 часов в Kathmandu.
Маршрут получился «бодреньким». Но грамотно построенная тактика и стратегия позволила полностью реализовать задуманное.
Ну конечно же, это самое основное)). Билет на Аэрофлоте Москва-Дели-Москва 43000 руб, Билет Дели-Катманду-Дели на IndiGo 20000руб. (Следует помнить, что из Дели в Катманду разрешено 20 кг багажа и 7 кг ручной клади, так что для экспедиций с «железом» этот вариант не особо подходит). На IndiGo билет покупали через сервис onetwotrip. Арабскими авиакомпаниями было дороже рублей на 25-45тысяч , но удобнее. Маршрут там сразу Москва-Катманду через Доху/Шарджу/Дубай. А дальше самое интересное.
На четверых он вышел 5220 долларов. Что входило в эту стоимость:
1. Поездка из Катманду до местного аэропорта Рамечап и обратно. Да, теперь местные самолеты в Луклу летают из данного аэропорта, до которого нужно ехать из Катманду часов 6-7.
2. Все пермиты и ТИМС на маршрут. Для чего это нужно , уже написано в данной статье.
3. Оплата услуг местного гида на 15 дней.
4. Оплата услуг портера (носильщика). Мы брали 2х из расчета по одному портеру на двоих участников. На высокогорных маршрутах портер более 25 кг не берет.
5. Размещение и завтраки на маршруте на 14 дней. Двухместное размещение в гостевых домах-лоджах. Что такое Лодж в Непале можно прочитать вот тут.
6. Страховка портеров и гида.
7. Встреча в аэропорту и доставка в аэропорт после маршрута
Что в стоимость не входило:
1. Обеды и ужины на маршруте. Это примерно 30-40 долл в день. Да, регион Эвереста недешев.
2. Гостиница в Катманду.
3. Страховка на время путешествия. Мы брали «правильную» с вертолетной эвакуацией и трекингом выше 5000 м. Да, стоит дорого (20 тр), но траты были оправданы. Но об этом позже. Брали вот тут. https://saveprolife.ru/.
4. Понятное дело, билеты из Москвы до Катманду и обратно. Про это написано выше.
5. Чаевые портерам и гиду в конце маршрута.
6. Виза по прилету. 14 дней 30 долл, более 50 долл. Но лучше оформить все данные на визу заранее. Можно пройти по этой ссылке. Более того, еще очень волнительная виза в Индию, по сумме 25 долларов и по трудозатратам около 4х часов. Для оплаты сбора на электронную визу Индии понадобилась карта зарубежного банка. (Белорусского). Стоимость поездки в Белоруссию за картой в стоимость включать не станем.
Перед тем, как начать повествование о путешествии еще несколько Важных вещей, к которым возвращаешься каждый раз перед очередной поездкой. И опять вопрос упирается в деньги. Карты выпущенные в РФ, понятно не работают. Никакие. Приходится брать нал, как 90-е. Все-таки Непал больше доверяет долларам США, а не Евро. Да и курс обмена евро в местных обменниках не очень выгодный, хотя и приемлемый. Менять деньги разумеется лучше в столице. В горах курс не выгодный.
Следует помнить, что розетки в Непале совсем не как в европе или у нас , а имеют, так называемый, старый индийский стандарт. Хотя этот стандарт не соблюдается от лоджа к лоджу. Поэтому рекомендуем брать с собой простенький электрический адаптер.
Чем выше в горы, тем розеток все меньше. Поэтому для зарядки гаджетов и телефонов лучше брать с собой дополнительные аккумуляторы. Причем стоимость зарядки аккумулятора (когда он полностью выдохся) пока! не зависит от его емкости.
Вес личных вещей регулируется нормой провоза багажа на местных линиях, а это 15 кг. Нужно учитывать что на рейс до Луклы бесплатно можно взять с собой багаж 15 кг, и ручную кладь по-моему в 7 кг. Хотя ручную никто не проверяет особенно. Также нужно помнить про 25 кг на одного портера. То есть если взять 13 кг личных вещей, то это самое то. Причем нужно помнить, что после прибытия в Луклу особо в шортах и футболках не пофорсишь. Очень интересно наблюдать за «свеженькими» туристами в легкой одежде по прилету и закутанными в пуховку трекеров , спускающихся с маршрута. Как говориться «два мира-два детства»)) .
Удобнее оформить визу дома. Можно это сделать вот по этому адресу. И после прилета с ней прямиком проходить на оплату визы, а потом на паспортный контроль. Если этого заранее не сделать, ничего страшного. Данные на визу можно оформить прям в аэропорту, хотя после длительных перелетов сделать это будет чуть волнительнее.
Виза в Индию
Оформлять ее нужно не ранее 30 дней до планируемой даты приезда. С первого раза придется потратить около 3-4х часов для заполнения электронной формы. Мы пользовались рекомендациями по оформлению визы на сайте туркомпании Пегас.
Мы летели сначала Аэрофлотом до Дели, а потом индийской компанией из Дели в Катманду. Из дели можно выбрать 3 перевозчика. IndiGo, Vistara или Air india. Билеты на эти компании можно купить через известные билетные агрегаторы, которые работают в РФ. Мы пользовались onetwotrip.
Плюсы такого перелета:
1. Экономия бюджета;
2. Можно одним глазком посмотреть как живут в Индии, и понять, нужно туда вообще ехать или нет.
Минусы перелета через Индию.
1. Не ранее чем за 30 дней до предполагаемой поездки нужно оформить индийскую визу. Про то как это делать написано вот тут. Что-бы было совсем просто, все-таки нужна зарубежная карта. В противном случае придется скататься в Москву в Индийское посольство…
2. Длительная пересадка при перелете обратно. А стойка регистрации Аэрофлота открывается в 3 утра. В зоне регистрации аэропорта Дели совсем негде отдохнуть, да и не дадут. Приходится брать отель в районе аэропорта…
Про Катманду рассказывать не буду. Там все понятно. Шум, смог, суета, экзотика, обезьяны, грязь, толкотня, памятники ЮНЕСКО. Нас же интересуют горы. Как только мы прилетели, наш гид Фури предложил нам завтра добраться самолетом до Луклы прям из Катманду. Правда такая услуга стоит плюс 100 долларов, но при этом мы не трясемся весь день по живописным дорогам Непала и экономим почти день на горы. Мы согласились. Тем более, что на живописную дорогу с лихвой посмотрели на обратном пути из местного аэропорта Рамчап в Катманду.
Перелет на маленьком двухмоторном самолете это еще то переключение. А для аэрофобов, так вообще наверное самое тревожное на всем этом маршруте. Кстати посмотреть что происходит в аэропорту Луклы онлайн можно по данной ссылке.
Собственно это начало пешеходного маршрута. Причем дорога к трем перевалам под Эверестом первые 4 дня полностью совпадает с треком к базовому лагерю Эвереста. А это означает, что загруженность и количество людей и караванов из осликов и яков на этом участке маршрута ОЧЕНЬ высокая.
Из Луклы в Пакдинг дорога достаточно простая. Все время вниз. Прилетели мы в 12.30, в Пакдинге были уже к 17.00. Особо не напрягались.
Продолжение «кока-колы» роуд. Тропа загружена по полной. Люди идут и вверх и вниз. Самое интересное на этот день, это конечно многочисленные подвесные мосты над бурлящей горной рекой. Первые пол дня дорога проста, но а потом как положено набор в 640 метров сначала до моста Хиллари, а мотом через хвойный лес тяжелый тягун в Намче.
В горах есть такое правило: нужно постепенно привыкать к высоте, то есть акклиматизироваться постепенно. Набор не должен превышать 1000 метров по горизонтали в день. А мы на 3й день нашего путешествия оказались на 3400 метров. Дальше вверх для здоровья двигаться вредно. Нужно привыкание к такой высоте. По-этому у нас сегодня подъем на смотровую точку Эвереста и Амадаблам, а также переход в деревню Кумджунг, в которой есть монастырь с головой йети и школой имени Сэра Эдмонда Хиллари. И даже небольшой музей в этой школе. Набор высоты невелик и это хорошо.
Утром после завтрака с многочисленной толпой туристов стали карабкаться по каменным лестницам Намче, а потом вышли на просторные перелески над поселком. Часа за полтора-два достигли смотровой точки на Эверест , Лхоцзе и Амадаблам. Небольшой совет: нужно не полениться и зайти за вертолетную площадку и антенну сотовой связи, чтобы вид был еще круче.
После смотровой пошли в Кумжунг, где пообедали и сходили в буддийский монастырь, внутри которого хранится скальп снежного человека-йети. Монахами он оберегается и почитается. Вход в монастырь, поглазеть на чудо больших денег не стоит. А вот зайти и посмотреть, как обстоят дела на местах любопытно.
После монастыря, зашли в школу Хиллари. Школа , как школа. Правда очень чистенькая и с огромным футбольным полем. В школе есть музей. В него захолить не стали. Далее через небольшой перевал, туман и пастбище яков вернулись обратно в Намче. Тем самым завершили акклиматизационный день.
Ну что, продолжаем двигаться в толпе желающих посмотреть на базовый лагерь Эвереста. Отличительной особенностью данного дня являлись прекрасные виды на остроконечный Амадаблам. Также интересен Монастырь Тенгбоче, в который мы прибыли после обеда. Так-как вчера мы посетили монастырь в Кумджунге, в этот решили не ходить. Что касается самого Дебоче, в который мы пришли вечером. В данном поселке очень мало недорогих Лоджий, а те что есть, нужно резервировать заранее. Вот для этого и необходим местный гид)). Эта деревня-последний оплот леса и деревьев. Выше только луга и карликовое редколесье.
Название у этих поселков очень похожи, но все остальное:природа, комфорт, открывающийся вид очень разные)). Из Дингбоче дошли до Пангбоче. Вроде бы пообедали. А потом, о чудо!, свернули с основной кока-кольной тропы вправо в соседнюю долину. Еще небольшой набор и мы в долине реки Имджи, которая вытекает из одноименного озера. Над нами нависает Амадаблам, а впереди Дингбоче с её самыми высокогорными кофейнями в мире!
Если можно так сказать: реально первый трудовой день. Набор почти 700 метров и это еще при не совсем подготовленном к высоте организме.
Выход в 6 или 7 утра. Темп из области: «кто идет медленнее, тот молодец». И это правильно. Постоянное хлопанье затворов китайских фотоапраратов и ушей туристов. Медленно и уверенно. Как в мавзолей. Мы с Денисом ушли чуть правее основной тропы, чтобы побыть наедине с природой и эта природа пришла к нам в виде стада местных горных козлов или баранов. Особо они нас не боялись, но и не подпускали особо близко. Бараны были сфотографированны, окружающая действительность запечатлена, дух переведен, пора двигаться дальше.
Часов в 12 были на вершине. Оказываются на данную точку на акклиматизацию ходят даже те, кто идет к Базовому лагерю Эвереста. И я считаю, что это верно. С этого пика и вид прекрасный и подготовка самое то. Если зайдешь, то точно не будешь потом из Лобуче вертолет вниз вызывать, а вот если нет, то тут бабушка надвое сказала…: нужно ли идти выше в горы или нет. В общем этот Нангкартшанг 5073 не сложнопроизносимое название, а Рубикон призадуматься. И насладиться умопомрачительнейшими видами.
Подьем труден, а спуск опасен! Это все мы помнили и к 14-15 благополучно все вместе спустились Дингбоче. После восхождения сходили в самое высокогорное кафе (4410) с настоящим кофе из кофемашины и свежей выпечкой. Тем самым нарушив негласный закон Лоджий: где живешь, там и кушаешь.
Чукхунг из Дингбоче виден невооруженным взглядом и путь до него каких-то 3 часа. Потихоньку начинает сказываться высота. Этот день запомнился тем, что был единственным пасмурным (но без дождя) на всем нашем маршруте через три высокогорных перевала в районе Эвереста. Пообедали и пошли осматривать великое и ужасное озеро Имджа. Вот что пишет Википедия про это озеро.
«Имджа расположено на высоте 5004 метра над уровнем моря в районе Эвереста в Непале. Считается одним из наиболее опасных озёр в Гималаях. Впервые Имджа была запечатлена в виде нескольких водоёмов на спутниковом изображении, полученном в 1962 году. В 1970-х годах с таянием ледника пруды объединились в ледниковое озеро, которое постоянно растёт до сих пор. Это фронтальный приледниковый водоём, ледниковое озеро, возникшее в результате того, что талая вода начала собираться у подножия ледника Имджа в 1960-х годах.
В исследовании 2009 года озеро описывалось как одно из наиболее быстрорастущих в Гималаях. Удерживается на месте благодаря конечной морене, угрожая предгорным территориям прорывом и последующем сходом селя.» Вот так. А вообще в горах везде потенциально опасно.
Озеро встретило нас туманом, холодом, что особого уюта и «вау-эффекта» не вызывало. А вот ужаса чуть добавило)).
Встали еще до рассвета. До рассвета и вышли. Подъем сначала плавный, но чем ближе к перевалу, тем веселее. На перевал лучше подниматься самой набитой тропой, а не ломиться сначала круто вверх по курумнику из больших камней. После первого взлета идет выполаживание, после второго озерцо, а после третьего, вообще горный цирк с тремя восхитительными озерами. Причем каждое озеро имеет свой собственный цвет.
На озёрах чуть пофотографировались и полезли на перевальный взлет. Перевальный взлет не более 250 метров по высоте.
Вид с перевала прелестный. Народу не много. Зашли наверно часов за 6 от Чукхунга. Спуск логочен и угадывается в камнях. В одном из скальных карманов сделали перекус.
Вроде бы самое главное позади, ан нет. Оказывается пересекать ледник в каменном моренном чехле еще то энергозатратное приключение. Старая дорога через ледник провалилась, а новая идет большим крюком. Как сказал Денис: пересекали «большую каменную помойку» два часа. На леднике оставили последние силы.
Поселок Лобуче расположен на основной тропе к Базовому лагерю, по этому там есть все. И даже пиво по 900 рупий.
Мы опять на «основной тропе» к базовому лагерю Эвереста. Народу уйма. Но ничего, программу за нас никто не выполнит, да и отметится на Базовом лагере Эвереста просто необходимо.
После Лобуче пересекаем очень неприятный зачехленный одноименный ледник в толпе туристов, которые еле передвигают ноги. А самое главное, очень боятся наступить на лед под камнями. К обеду доходим до Горак Шепа
Заблудиться от Горак Шепа до Базового лагеря эвереста практически невозможно. В лагерь идет хорошо набитая тропа по боковой морене мощьнейшего ледника Кхумбу. Осенью восходителей на Эверест нет, как и нет ни лагеря ни палаток. Есть только большой камень на грязном леднике, на котором написано Everest Base camp. И все. Ну не на камень же мы шли посмотеть в самом деле, и не на очередь с ним пофотографироваться. Тем более , что из-за постоянного движения ледника вниз, ежегодно «выбирается» новый камень, так как старый попросту уползает вниз в долину. С какой скоростью движется ледник Кхумбу можно посмотреть вот тут. Спойлер-180 метров в год…
Совет: не поленитесь пройтись чуть дальше, до огромных ледяных сераков на открытом от камней леднике. Выглядит очень впечатляюще. Мы так и сделали, получив при этом массу положительных эмоций и фотографий. Одни ледяные грибы чего стоят. Ну и Эверест совсем близко становится)). А самое основное, тут нет тех охромных толп туристов, что выстроились в очередь сфотографироваться с камнем. Кстати, когда мы вернулись обратно к финальной точке всех треков к Базовому Лагерю Эвереста, подошла очередь фотографироваться туристов, которые пришли вместе с нами)). А в ледяных сераках мы провели по времени более часа.
Очень напряженный и красивый день. Сон на высоте почти 5200 очень неравномерный, тревожный и беспокойный. Встали в 4,30 вышли в 5. Холодрыга жуткая. Со страху забежали на Калапатар еще до рассвета. На верху вообще морозильник. Мерзнут и руки в перчатках и ноги в ботинках. Лучше бы поспали до 6 и вышли с солнцем. Ну да ладно, у нас сегодня длинный день. Сбежали вниз раза в три-четыре быстрее, чем поднялись. Забрали барахло в Горак Шепе и побежали вниз. Опять противный ледник Лобуче, но пока без туристов. И это очень хорошо.
В Посёлке Лобуче позавтракали супом)) и продолжили движение сначала вниз до развилки на Чо-Ла, а потом вверх на озеро Chola Thso. С озера открывается потрясный вид на Амадаблам и окрестные горы. Само озеро имеет удивительный цвет воды, который меняется от состояния атмосферы. Наверно вид на/с озера Чола является одним из ключевых на всем маршруте через 3 высокогорных перевала в районе Эвереста. Хотя кому как…
Вдоволь насладившись наикрутейшими видами через час мы уже были в туманной Джонгле и заказывали обедо-ужин. Пиво кстати тут тоже нормально стоит..900 рупий((.
Сложности перевал Чола не представляет никакой. С восточной стороны под данным перевалом лежит небольшой ледничок-пирожок. Некоторые на нем одевают кошки, но мы же русские и снега со льдом не боимся)). Прошли все без кошек вполне комфортно. Зря только в Намче Базаре их покупали. Ну да ничего. На авито потом продадим)). На будущее: кошки все-таки лучше иметь, чем нет. Залезать на сам ледничок-пирожок удобнее.
Из всех трех, перевал ЧоЛа является наверно одним из самых популярных в регионе Эвереста. Это объясняется очень просто. Он является не сложным и кратчайшим путем между удивительными по красоте озерами Гокио и Эверестом. Также он входит в маршрут еще одного красивого пути к Базовому Лагерю Эвереста.
Подъем от Джонглы до Чола не особо сложный, спуск тоже. Причем на пути к Гокио приходится залезть на еще один маленький перевальчик 5100. На обед спустились в поселок Dragnag. Поели пошлепали дальше. И опять испытания при пересечении ледника Ngozumpa Glacier, на минуточку самого длинного ледника в Гималаях. Его длинна 36 км! Это как диаметр Москвы в самом большом месте от Алтуфьевского, до шоссе М4. А вытекает он из под вершины шестой высочайшей вершины в Мире Чо Ойю. На пересечение ледника ушло более 2х часов по противной каменистой и сползающей по льду тропе.
Сразу совет на будущее: этот перевал логичнее проходить именно в том порядке, как шли мы, то есть с востока на запад.
Вышли вместе с рассветом по хорошо набитой тропе. Главное сразу по ней не уйти вверх на Гокио Ри. С этой горы вид конечно тоже прекрасный, но нас ждет перевал. Так что мы просто шли по северному берегу красивейшего озера Гокио. После этого тропа стала подниматься на верх, ну и мы вместе с нею. Долго ли коротко, по осыпному, но не ползущему склону через несколько взлетов зашли на перевал Ренджо-Ла. С перевала открывается шикарный вид на Озера Гокио и массив Эвереста. Вид на запад тоже ничего, но не такой величественный.
При спуске с перевала на запад министерством туризма Непала произведена огромная работа. Там сделана огромная каменная лестница со ступенями для великанов. Стоит отметить, что лестница идет с самой вершины перевала и метров триста по вертикали вниз. Таким образом на данный момент самая сложная часть спуска/подъема перевала Ренджо Ла теперь не представляет опасности.
Подхваченные эйфорией пройденного перевала за какое-то время мы спустились сначала к одному, потом к другому горному озеру. А потом и вовсе в долину до первой жилой деревушки. Там и пообедали. Еще час-полтора пути и мы в гостеприимном Riverside Lodge and Restaurant что чуть ниже Кусума. Электричества в этом лодже нет, что сделало обстановку еще более романтичной. Кормят там очень вкусно.
Это был наверно самый простой, по-этому очень глупый день. Но глупость была специальная — обучающая, чтобы потом неповадно было)). Но обо всем по порядку. После романтического завтрака при свечах (В риверсайде электричества нет)) мы устремились вниз в благословенному кислороду и теплу. Все-таки за последнее время камни, лед и холод порядком надоели. Захотелось свежей зелени и тени под деревьями.
Прошлись по красивому подвесному мостику над бурной водой и влились в еще одну долину. Нам налево и вниз. Количество населенных пунктов значительно увеличилось вместе с яркой зеленью и кислородом, который можно было начинать есть ложками)). Пришли в лодж при монастыре Таме.
Монастырь Таме прям райское место. Уже растет капуста и прочие огурцы. Перед окнами лоджа перед уставшими туристами склонили головы желтоголовые «Ногодки». Ну или не ногодки, а что-то очень похожее.
Сам монастырь Тибетский действующий женский. Мы сходили на церемонию в 15.00. Перед этим отведали настоящего кофе с местным кукри ромом. И это было певой ошибкой того дня.
Вторая ошибка заключалась в том, что расслабленные ромом с коньяком мы недостаточно утеплились перед длительной церемонией в монастыре. Тем более на улице светило такое яркое солнце, что мы и не подумали о подвохе. А надо было. По-этому через час-полтора «медитации» под речетатив монашек и звучания церемониальных инструментов нас стала бить сначала мелкая, а потом очень крупная дрожь. Температура внутри помещения стремительно понижалась вместе с быстрозаходящим солнцем. Отопления в монастыре нет.
Глядя на наши синие носы и печальные лица через два часа медитации нас угостили настоящим Тибетским чаем. Соленым, с жиром яка и какими-то пряными и острыми травами. Отказываться было неприлично… После трех часов «медитации» мы сдались. И пошли греться «традиционными» методами. Тем более не оставлять подранка в виде начатой бутылки рома. И это, я считаю было третей ошибкой.
Далее начался наш праздник, что усугубило грусть у присутствующих в данном лодже различных голландцев и немцев. Тем более они шли снизу вверх и испытывали первые признаки горной болезни.
Вчера мы конечно хорошо посидели после церемонии и медитации. Ну ничего, в следующей раз на просветление тепле будем одеваться и потом не будем греться)).
Уставшие уже с утра мы пошли в сторону Намче-базара. С этой стороны от столицы Шерпов чувствуется активное жилищно-гостинничное строительство. В Намче выпили по Кока-Коле и пошли дальше в низ. В районе моста Хиллари пробки и суета. Как и говорилось ранее, снизу туристы идут в футболках, а вот со стороны Намче, многие и пуховки не снимают…
Спустились к реке. Дальше дорога пошла то вверх то вниз. Но для нас это уже не имело значение. Куда бы мы не шли, вверх или вниз, мы в конечном счете спускались вниз по долине реки. В Ток-Токе заселились в лодж у водопада. Лодж прекрасный. Удобства , еда, все на высшем уровне.
ТокТок -Лукла- Рамчап- Катманду 2 дня
Если позавчера у нас был самый глупый день путешествия, то вот эти два можно назвать самыми скучными. Ибо дорога знакомая, особых красот от Рамчапа до Катманду нет. В Лукле делать вот совсем нечего. Самолеты оттуда летают только в первой половине дня. А потом облака, особо не полетаешь… Единственное полет из Луклы мог как-то будоражить кровь, но пережитый эмоциональный восторг от предыдущих двух недель списал на нет очень волнительный, поначалу, полет на маленьком самолетике. Дорога вниз это совсем не то, что дорога на верх за новыми и неизведанными впечатлениями…
В аэропорту нас ждал ранее арендованный электрический! микроавтобус, который с одной остановкой на электрозаправку и далбат довез нас в шумный Катманду. Стоить отметить, что по дороге мы кушать не стали. Побрезговали. А может водитель нас просто привез не в туристическое кафе не знаю.
В Катманду приехали, голодные, злые , уставшие, но довольные… что приехали.
Из Катманду вылетели знакомой нам IndiGo в Дели. Вечером заселились в отель недалеко от аэропорта. В качестве такси воспользовались местным Uber ом. Парковка Убера в аэропорту Дели находится на многоуровневой стоянке в самом конце аэропорта. Наверно все-таки не стоит экономить как мы, ловить Убер за 3 копеейки, а воспользоваться обычным такси.