Когда мы думаем про транспорт, то мы подразумеваем, что нам надо добраться из точки А в точку Б. Какие же есть возможности по перемещению внутри этой страны?
Во-первых, в Непал надо прилететь, а международный аэропорт есть только в Катманду, поэтому встаёт вопрос про международные рейсы. Прямых рейсов как из России, Белоруссии или Украины, так и в целом из Европы сюда нет. Для бюджетного перемещения мы выбираем Айр Арабия, Флай Дубай, Оман Эйр. Тем, кто любит комфорт: Катар Эйр, Эйтихад, Эмирейтс. Однако следует Знать, что при Выборе компании Эмирейтс до Дубая Вы полетите на комфортабельном самолёте этой компании, а вот из Дубая в Катманду на «ушатанном» Боинге Флай Дубая. Свои самолёты в Катманду Эмирейтс не отправляет, отдавая их на откуп бюджетной компании Флай Дубай.
Есть ещё пути через Индию Аэрофлотом или МАУ, а потом пересадка на местные Индийские компании Вистара , ИндиГо или Индия айр , а также Непальский Непал Эйр. Но таким путём мы не рекомендуем пользоваться, так как вам самостоятельно придётся принимать багаж и сдавать его на перелёт Дели-Катманду. В Дели сейчас, конечно, огромный современный аэропорт, но для выхода в город за багажом Вам понадобится транзитная Индийская виза. Об этом надо знать. К тому же выигрыш по стоимости не очевиден.
Далее. Местные авиалинии Непала. А среди них сейчас действуют Tara Air, Sita Airlines, Summit (Goma) Airlines. Они бесцеремонно завышают цены на билеты. Например, билет в сезон на рейс Катманду-Лукла стоит 400долларов туда/обратно. Однако в сезоне 2019 года из Катманду местные самолёты в Луклу не летали, а летали из маленького городка Мантали с аэропортом Рамечхап , и билет Катманду- Рамечхап -Лукла стоил 450 долларов, включая транспорт из Катманду.
Что будет в сезоне 2020, мы пока сказать не можем, но из-за чрезмерной загруженности аэропорта Катманду так, видимо, и оставят. Хотя сейчас зимой , самолеты в Луклу вылетают из Катманду.
Перелёт Катманду- Покхара обойдётся примерно в 100 долларов в одну сторону .
Хоть местных авиакомпаний несколько, но все они работают как по лекалу: опаздывают по погодным условиям (а они действительно очень сложные), летают очень не стабильно, и при любой возможности вылетают без расписания. Бывает, что пассажиров одной компании сажают на самолёты конкурента. Самолёты небольшие: от 40-местных (до Покхары) до 10-местных в Джомсом Луклу или Читван.
После того как мы прилетели в один из городов Непала, будь то Катманду или Покхара, до значимых мест, а тем более гор (это не относится к аэропорту Лукла, он сам высоко в горах), необходимо доехать по земле. Самый недорогой способ это, конечно же, автобус.
Автобусы есть «туристические» и местные. Местные автобусы, конечно, экзотичны и очень дёшевы, но есть одно большое НО. Вы должны знать Непальский, думать и действовать, как они. Ну и зарабатывать также. Но так как вы сюда прилетели на самолёте, то Вы точно зарабатываете больше 95% всех Непальцев. Так что местные автобусы — это самый крайний выход.
Туристические автобусы — это как местные, только чуть лучше. На автобусах написано deluxe, only for tourists, но в итоге вы будете ехать с местными, только с теми, кто побогаче.. При покупке билета на такой автобус вам выдают номера сидений. Иногда очень трудно доказать добродушным, не разговаривающим ни на каком иностранном языке непальцам, что это ваши места. Кондиционеров в таких автобусах тоже нет. При дальних переездах автобусы останавливаются на обеденный перерыв, ибо режим принятия дал бата нарушать нельзя. Обычно это большие столовые, которые занимаются «дорожным питанием». Для брезгливых это, конечно, ещё то испытание. Хотя, если вы выбрали путешествие на автобусе по Непалу, то вы не из робкого десятка)). Вообще, Непал — это не для брезгливых. Особенно крупные города, в частности, Катманду….
Про билеты на автобус в Непале. Всё очень просто. Словосочетание Бас Стейшен (bus station) многие непальцы понимают и с радостью покажут это место в своём городе. Но вот что ещё надо знать: какой бы маленький и горный посёлок ни был, в нём может быть две таких станции!!! Одна — для общения с низом долины, другая с верхом. Пожалуйста, уточняйте место назначения и где та станция, которая связывается автобусным сообщением с ней. Такую интересную особенность мы обнаружили в путешествии вокруг Дхаулагири. Из Покхры приехали на одну станцию, но когда пришли искать нужный нам автобус, который пойдёт в начало долины, то нам сказали, чтобы мы прошли 1 км(!) вверх по деревне. Ехали мы тоже весело, с забавными местными, которые тут же уступили «белым» самые лучшие места на коробке передач, и вместес разными домашними животными, но это совсем другая история. Так что автобусы для ценителей колорита. К слову сказать, в Катманду автобусная станция Gongabu Central Bus Terminal находится неподалёку от Тамеля и дорогу к ней очень легко найти как на карте, так и «язык до Киева доведёт».
Если дорога позволяет, то мы категорически рекомендуем такой вид транспорта для небольших групп до 10 человек. Мы можем даже помочь организовать такой способ передвижения по Непалу на микроавтобусах. У нашей компании есть контакты местных туристических компаний, которые владеют микроавтобусами и организуют передвижение по стране. Так что если вам нужен микроавтобус Катманду — Покхара , Катманду — Читван, Покхара- Читван, мы готовы помочь. Плюсы микроавтобуса очевидны: едет только ваша группа, останавливается по любой надобности, минусы — микроавтобус не везде может проехать, особенно в горах, но для этого есть ещё одна опция для наземного перемещения по Непалу — внедорожники. Что касается стоимости аренды микроавтобуса по Непалу, то каждый раз это эксперимент. Все зависит от сезона, состояния дорог. Но надо рассчитывать на 20-25 долларов за билет на одного человека в один конец.
За свой долгий опыт путешествия по Непалу мы не разу не видели, чтобы внедорожник давался иностранцу в аренду без водителя. Обычно существуют компании, которые владеют парком внедорожников от японских Тойот и Ниссанов до Индийских Тата Махиндра или Скорпион. Китайские внедорожники в Непале есть, но они пока не так распространены.
Для того чтобы добраться до начала популярных трекинговых маршрутов, таких как Лантанг, кольца Аннапурны , Манаслу, Дхаулагири. Макалу или Канченжанга-трек, не говоря о маршрутах к северу от Катманду, необходимо арендовать внедорожник. Есть ещё опция доехать до начала маршрута на местном полноприводном(!) автобусе, но о местном общественном транспорте мы упоминали ранее. Автобусы очень жёсткие, людей слишком много, автобус идёт по долине и останавливается по взмаху руки любого жителя Непала: от школьника, который добирается с занятий до соседнего дома, до пастуха преклонного возраста, везущего дюжину козлят выше по долине. К слову сказать, людей живёт в Непале более 30 миллионов…
Так что внедорожник — лучшее средство передвижения по дорогам Непала. Хоть и кузов у этих автомобилей небольшой, но вещи складываются наверху, на багажнике. Пожалуйста, обратите внимание, как водитель крепит и защищает ваши вещи на багажнике автомобиля. Дороги в Непале сильно пыльные, а дожди очень внезапные, так что или сами купите плёнку, или проконтролируйте, чтобы вещи были упакованы в несколько слоёв непроницаемой ткани.
Чтобы хоть как-то сориентировать по ценам на аренду внедорожника в Непале, мы приведем такие цифры: 7-местный внедорожник по маршруту Катманду — начало трека Манаслу или в Лантанг обойдётся минимум в 100 долларов. В обратную сторону обычно дороже долларов на 40. Так что на ДНЕВНОЙ ТРАНСФЕР НА ВНЕДОРОЖНИКЕ надо заложить не менее 120 долларов в один конец.
Надо не забывать, что во внедорожнике с вами может ехать ещё и местный гид. Ему особо не надо много места, но всё равно это следует учитывать. Весь обслуживающий персонал похода (портеры, повара) обычно добираются до места начала маршрута самостоятельно на тех же самых полноприводных автобусах.
Для того чтобы арендовать внедорожник, вы можете обратиться в любое турагенство в любом большом городе. Однако могут возникнуть осложнения при окончании маршрута. Тут или придётся ловить попутный транспорт, который только привёз туристов, или за некоторое время звонить в агенство, чтобы за вами специально прислали транспорт, а такая опция будет стоить уже дороже.
У нашей компании izagorizont есть связь с местными компаниями по аренде внедорожников по Непалу, и за совсем символическую стоимость мы поможем Вам организовать аренду автомобиля не только из точки А в точку Б, но и обратно.
Такси в Непале — это всегда очень маленькие машинки. Более-менее в них помещается 3 туриста, а 4 человека с большим трудом. Хотя если есть такое желание, то таксист увезёт и пятерых, но это останется на совести предложившего такое размещение)) За город с пятью пассажирами таксист не поедет. Только по городу. Такси в Непале следует брать в следующих случаях: небольшие переезды по крупным городам, небольшие (не более часа) переезды из города по пригородам, а также если вы опоздали на все(!!) автобусы.
На дальние расстояния мы категорически не рекомендуем брать такси, так как водитель запросит сумму в два конца! Или может запросить астрономическую сумму, при этом есть вероятность, что не довезёт (колёса у такси маленькие, а кочки большие), может поломаться, а в другом городе ему могут даже не помочь… Совет : или летите самолётом, или оставайтесь ночевать и на следующее утро уезжайте на автобусе.