Отчет о лыжном походе 1 к.с. по Араданскому хребту Западный Саян, совершенном с 23.02. по 01.03. 2014 года

Руководитель Бирюков А.А,

Нитка маршрута:  622 км трассы M54 (турбаза Спящий Саян) — подъем по р. Большая Бакланиха – пер. Скалистый (1632, 1А зимой) – долина р.Левая Араданка — траверс водораздела р.Левая Араданка и р. Верхний Малый Казыр-Суг — долина р. Верхний Малый Казыр-Суг — пер КЦДЮТ (1690, н/к) – вершина 1922 — пер КЦДЮТ (1690, н/к) — долина р. Верхний Малый Казыр-Суг — пер. Тракторный (1690, н/к) — долина р.Левая Араданка — перевал Пещерный (1600, н/к) – долина р. Паганка —  трасса М54, 629 км (Станция Буйба)

В состав группы входило 7 человек

Число ходовых дней —  7 дней

Протяженность маршрута: полная — 60 км.

График движения. 

дни пути дата участок маршрута километраж*
1 23.02 622 км трассы M54 (турбаза Спящий Саян) — подъем по р. Большая Бакланиха под пер. Скалистый (1632, 1А зимой)  
2 24.02 пер. Скалистый (1632, 1А зимой) — спуск в долину р. Левая Араданка –подъем к гребню водораздела р.Левая Араданка и р. Верхний Малый Казыр-Суг  
3 25.02 Траверс водораздела р.Левая Араданка и р. Верхний Малый Казыр-Суг и спуск в долину р. Верхний Малый Казыр-Суг, подход под перевал КЦДЮТ (1690, н/к)  
4 26.02 Радиальный выход – пер. КЦДЮТ (1690, н/к) – подъем на вершину 1922м  
5 27.02 Подъем по долине р. Верхний Малый Казыр-Суг — пер. Тракторный (1690, н/к) – спуск в долину р. Левая Араданка   
6 28.02 спуск в долину р. Левая Араданка — перевал Пещерный (1600, н/к) спуск по р. Паганка  
7 01.03 спуск по р. Паганка до трассы М54, 629 км (Станция Буйба)  

Итого: 60 км.

Техническое описание

22 февраля

В 1-15 вылетели из Москвы (Шереметьево D), рейс 1478 до Абакана, Аэрофлотом, А319 «А. Даргомыжский». Прилетели в 09-35 по местному времени, погрузились в заказанный микроавтобус HI-ACE (Транспортное агентство (3902) 22-00-00,   26-26-08). По дороге заехали в супермаркет «Поляна» и закупились продуктами. Прибыли в Ергаки на базу «Спящий Саян» (8-983-255-77-99 Аня офис, База -8-950-304-00-55) в районе 15-00. За транспорт отдали 9000 руб. (договаривались на 8, тысячу накинули за простой у супермаркета).

23 февраля

Выход в 10:15. -6°, Облачно с прояснениями. От базы пошли пешком по дороге около 2 км до пересечения трассы с р. Б.Бакланиха (620 км трассы М54) . От дороги вдоль ЛЭП идет много старых буранок. По ним мы двигались до поворота на ручей к подъему на перевал Скалистый. Подъем по ручью в каньоне очень крутой, практически 100 метров вверх вынуждены были идти на лыжах лесенкой. Глубина тропежки в каньоне более 40 см. Как вышли из каньона, ближе к перевалу стало выполаживаться. Встали на ночлег около 18-00, не доходя около километра до перевала. Температура была -2°С, шел снег. Ночью решили печку не топить.

Подъем на лыжах по каньону

24 февраля

Выход  10:35. -2°С, облачно.

 Минут за 40 доходим до озера перед перевалом, называется оно Изумрудное (Поднебесное). Сразу за озером начинается перевальный взлет высотой около 100 метров. Решаем подниматься справа вдоль скального выхода и отдельно стоящих кедров. Подъем крутой, идем сначала без лыж, далее в снежном кулуаре надеваем лыжи и галсами выходим на сам перевал в 12-15. С перевала спуск достаточно пологий и не представляет сложностей. Далее двигались вниз по ручью по широкой белесой долине. Наст хорошо держит лыжи. Ближе к последнему правому притоку перед впадением ручья в Левую Араданку начинается каньон. Уходим вправо в лес выше каньона. Тропежка становиться глубокой до 30 см. Идем любимым методом —  первый тропит без рюкзака. Решаем не спускаться по ручью вниз до Араданки, а уйти в право в долину притока и, не теряя высоты, выйти на гребень водораздела р.Левая Араданка и р. Верхний Малый Казыр-Суг (южный отрог горы Казыр-Суг). Перейдя приток, становимся на склоне у границы леса на ночлег в 17-30. Поясняется и холодает, вечером -19°С.

Подъем на перевал Скалистый
При выходе из зоны леса приходится снимать лыжи

25 февраля

Выход в 10-35: Ясно, утром  -22°С

Совершаем подъем по склону отрога  горы Казыр-Суг и в 12-00 выходим на плато. Открываются шикарные виды. Видна вся подкова хребта, опоясывающая оз. Красное Араданское, видим внизу Тракторный перевал, на север возвышается г Казыр-Суг, вдали видны вершины хр. Ергаки. Пофотографировавшись спускаемся в долину р. Верхний Малый Казыр-Суг. В верховьях долины наст крепкий, тропежка легкая, по мере снижения высоты глубина тропежки увеличивается, и мы переходим на тропежку «первый без рюкзака». После обеда продолжаем движение вниз по р. Верхний Малый Казыр-Суг. Не доходя 1-1,5 км до связки 3-х ручьев перед перевалом КЦДЮТ, упираемся в каньон с открытой водой. Уходим назад и поднимаемся на левую сторону долины. Идем по лесу с небольшим набором высоты выше каньона. Пересекаем первый и второй ручей, оба текут в каньонах и становимся на ночлег в 600 метрах от третьего ручья, который собственно и идет на перевал. Сильно устали от глубокой тропежки по лесу и пересечения каньонов. Разбиваем бивуак на  небольшой полочке в густом лесу. Время 18-30.      

Снег наверху держит достаточно хорошо

26 февраля

Выход в 10-55. ясно, утром  -19°С Радиальный выход.

От лагеря идем вверх на перевал КЦДЮТ (1690 н/к). Выходим на ручей, пересекаем его и движемся к верховью ручья по правой его стороне. Седло перевала находится в лесу, направление держим по GPS. На седловине лес более разряженный. С седловины пошли налево вверх на ребро вершины 1922. До границы леса тропежка глубокая. По дороге обедаем. Термоса и посуду оставляем под кедром, чтоб забрать на обратном пути. Перед подъемом на вершину выходим на большую живописную полку, с отдельно растущими кедрами. С нее открывается великолепный вид на окрестные горы. С полки начинаем подъем на гору. Сначала идем на лыжах, но дойдя до небольшой полочки с кедрами, оставляем лыжи и далее двигаемся пешком. Первый идет с ледорубом для страховки. Подъем крутой по снегу с настом. Стараемся держаться выхода камней. Через час мы на вершине, время 16-40. Отличная обзорная точка. Виден практически весь Араданский хребет, вдали видны Ергаки. С погодой нам везет – мороз и солнце, день чудесный!  После продолжительной фотосессии и наслаждения видом окрестных гор спускаемся по своим следам вниз на полочку, надеваем лыжи, а далее по своей лыжне примерно за час доезжаем до лагеря.

Вид на Ергаки со смотровой точки
Вил на Араданский хребет с обзорной точки.

27 февраля

Выход в 10-35 Небольшая облачность, утром  -16°С

По своей лыжне примерно 2 часа едем вверх по р. Верхний Малый Казыр-Суг и подходим к перевалу Тракторный (1690, н/к). Подъем начинаем справа, крутизна склона средняя, легко справляемся с этой задачей и через час выходим на перевальное седло. Там и обедаем с отличным обзорным видом на Араданский хребет. Спускаемся с перевала слева в долину р. Левая Араданка. Спуск на лыжах, достаточно крутой, мастерства хватает не у всех и некоторые падают, глубоко уходя в снег. Радуемся, что не поднимались из Араданки на Тракторный, а обошли его сверху 3 дня назад. Снега очень много и глубина тропежки не менее 35-40 см. После спуска в долину р. Левая Араданка переходим на правую сторону реки и движемся вниз, пока не упираемся в крутой каньон, он начинается в месте впадения правого ручья перед впадением Правой Араданки. Встаем на ночлег в 17-50. Разбиваем лагерь, а одного туриста отправляем на разведку искать спуск в каньон и подъем на другую сторону долины, с чем он успешно справляется.

 
Просто радость.
На перевале Тракторный

28 февраля

Выход в 10-45  облачно с прояснения, утром  -12°С

По протоптанной вчера лыжне спускаемся в каньон и поднимаемся на левый берег Араданки. Подъем крутой, идем в направлении перевала Пещерный (1600, н/к), ориентируясь по GPS. Иногда по ходу движения видна ЛЭП, которая идет через перевал. Склон хребта  сильно зарос лесом и кустарником и имеет скальные выходы, что осложняет прямолинейное движение. Особенно много времени теряем на пересечение ручья в каньоне. Обедаем в 500 метрах от ЛЭП. После обеда примерно в 15-00 выезжаем на седло перевала. Спускаемся по вырубке для ЛЭП, уклон позволяет довольно комфортно катится вниз. Буквально чере15 минут доезжаем до р. Паганка. ЛЭП уходит прямо наверх в строну р. Бакланиха. Далее движемся по правому берегу р. Паганка. Через 500 метров замечаем сильно занесенную буранку, которая идет по явно различимой лесной дороге. Скорость движения сильно увеличивается. Так как до дороги остается всего 6 км, а микроавтобус нас должен забрать только завтра в 15-00, то решаем искать место для ночлега. Становимся в 17-00, поднявшись с дороги вправо к краю леса, где дров больше. 

Вид с перевала Пещерный на Ергаки

 01 марта

Выход в 11-10  Облачно с прояснениями, утром  -12°С

Так как до дороги остается около 5 км, то с утра не торопимся, наслаждаемся неспешными сборами. По старой буранке продолжаем движение к дороге. Дорога хорошо заметна и имеет хороший уклон, так что катимся быстро. Делаем частые привалы, чтоб раньше времени не выскочить на дорогу. В 200-х метрах от дороги выезжаем на солнечную поляну, где и обедаем. После спускаемся на трассу. Лыжный поход окончен. В 15-00 за нами приезжает автобус. По дороге в Абакан останавливаемся в Танзыбее, чтобы купить кедровых шишек и пива. В Шушенском на трассе обедаем в кафе «Бурятские позы», которые полюбили с прошлого похода на Байкал. В Абакане сняли квартиру посуточно, 2-х комнатную за 1500 руб. (8-908-326-73-88 Сергей www.abakansutki.ru).

Перед входом в каньон Араданки
 

02 марта

Встаем в 8 утра, завтракаем, сдаем квартиру и грузимся в Газель, которую нам пригнал наш вчерашний водитель. До аэропорта с квартиры ехать 5 минут, платим водителю 500 рублей, он доволен. Вылет в 10-55 в Шереметьево Аэрофлотом, рейс 1479, A-319 «С.Челюскин». Вылет задержался минут на 45. В Москву прилетели в 12-40 МСК.

Перевал Тракторный.
Группа на смотровой точке 1922м

Арадан. Февраль 2014. Описание лирическое)).

Аэрофлот довез как всегда хорошо. Заходили над сопками, покрытыми мохнатым лесом. После очередного разворота появился Енисей с открытой водой и плывущими белыми льдинами. После короткой пробежки по бетонке, зарулили к терминалу. Абакан. Мы в Сибири. В здании аэровокзала мы привычно, уже ж не первый раз, выстроились у транспортера, ожидая наши рюкзаки и лыжи. Стены покрасили с прошлого нашего приезда, замечаю я. Выйдя на площадь перед аэровокзалом, находим нашего водителя. Он привез с собой прицеп, испугавшись моего предупреждения об огромных рюкзаках. Все уложили в салон. Просим завести нас в самый крупный супермаркет, купить продукты на поход. Водитель нервничает, у него вечером плановый рейс.   Он еще не знает, что мы долго ходим в магазин, но всегда благодарим за это. Через несколько минут Бобриков занимает центральную позицию в супермаркете, окружая себя телегами, и раздает команды. «8 банок тушенки!», «6 по 100 грамм масла!», «630 грамм щербета!» Туристы бегают между рядами, ища нужные продукты. Кто-то умудряется мимо ока завхоза в телегу подсунуть 6 пачек семечек. Их мы будем есть на ночном дежурстве у печки. Крупный супермаркет подвел. В нем нет сала! Завхоз отказывается идти в поход без него. Водитель продолжает нервничать, но мы уговариваем его везти нас в другой магазин за салом. Перед погрузкой в машину вдруг понимаем, что как-то продуктов маловато, всего-то 4 пакета. Было больше! У кого екает, что забыли около касс тележку, полную продуктов. Я с Ваней бегу обратно к кассам – ничего нет! Я к охраннику, а он – я ничего не видел. Возвращаемся обратно ни с чем. Покопавшись в пакетах, решаем, что вроде все на месте. Но до самого вечера у меня был осадок, что мы могли что-то потерять. Как оказалось впоследствии, все было на месте.

Подъем на туристических лыжах на перевал.

В скором времени усталые туристы уже дремлют в машине. Я просыпаюсь от реплики сзади «Вот, Вася, и настоящие горы!» и вижу впереди Ергаки. Если в Абакане снега почти не было, то при подъезде к перевалу мы уступаем дорогу снегоочистителю, который гребет сугроб выше своей кабины. Что – что,  а со снегом здесь все в порядке.

                На турбазе нас ждали. Заселились в 2 жарко-натопленные комнаты в деревянном домике. За окнами настоящая зима, по которой мы соскучились в Москве.  Вечером был ужин, местные цены удивили своей величиной, но выбора нет, сходи – поторгуйся, до ближайшей базы 20 километров… Понравилось, что на базе тувинские дети катались по сугробу, идущему со ската крыши домика до самой земли. Дети везде найдут себе горку.

Утром, облачившись в амуницию, вышли на дорогу. Проезжающие в машинах удивляются зрелищу, некоторые сигналят. Далее все было привычно, одели лыжи, пошли по заснеженной буранке. До обеда ехалось легко, потом пришлось корректировать слишком оптимистичный мой план пройти перевал Скалистый в первый день. Почему-то название Скалистый меня не насторожило. Подъем по ручью практически сразу стал крутоват и начался узкий каньон. Так много лесенкой по глубокому снегу я еще не ходил. Метров сто вверх, две 22-х этажки практически. Когда стало поположе, время подошло к 6 вечера, решили делать стоянку. Замер температуры показал -2, вечером пошел снег, значит, ночуем без печки. У Егора первый опыт с нами ночевки в конверте со мной и Колей. Никогда не думал, что может быть так тесно в спальнике.

Траверс склона на лыжах.

                С утра подморозило, снег кончился. Минут за сорок добежали до перевального взлета. Он впечатлил. 100 метровый подъем с большой крутизной склона. Слева лавиноопасный кулуар. Решаем идти справа на камни, потом выйти к кедрам. Поднимаемся пешком, через 20 метров увязаю по пояс в снегу, а это на крутом склоне. Бобриков снимает рюкзак, достает ледоруб и начинает прокладывать дорогу наверх.  С трудом выбираемся на полочку, пробую идти дальше пешком, но сильно ухожу в снег, тогда надеваю лыжи и галсами троплю вверх по кулуару. Снега очень много, есть опасность, что поедет. Но все прошло удачно, и я выбираюсь на седловину.  Скатываюсь обратно вниз за рюкзаком, подъем нужно повторить еще раз, но идущие следом товарищи уже протропили глубокую траншею с укатанной лыжней. Хотя немного добавила волнений сместившаяся масса снега  в середине пути после прохождения одного нелегкого туриста. Спуск с перевала оказался достаточно пологий, скатываемся и бежим вниз по широченной долине ручья.  Пока катились вниз, пришла мысль не терять высоты и обойти перевал сверху через южный отрог горы Казыр-Суг. Ночуем прямо на склоне на границе леса с шикарным видом на заснеженную долину.

Группа встала на обед.

                Третий день похода начался с подъема на хребет. Вернее начался он с горячей кружки кофе, на фоне гор, освещенных рассветным солнцем, потом была каша, любовно сваренная дежурными. На хребет мы выползли около 12-00 и не пожалели, так как увидели настоящие горы. Впереди был скалистый хребет обрамляющий озеро Араданское Красное. На севере были видны острые пики хребта Ергаки. Внизу виднеется наш перевал, который планировали взять с реки. У наших фотографов был первый приступ фотоэкстаза. Заметна разница с Ергаками, здесь горы настоящие, напоминают Альпы. К вечеру постарались пробиться поближе к перевалу КЦДЮТ (откуда взялось такое название?). Пришлось пересекать 2 каньона и глубоко тропить по лесу. К половине седьмого вымотались все. Встали в глухом лесу на склоне, найдя более-менее ровную полочку. Летом нормальный турист там лагерь не разобьет, зимой проще, снег сглаживает неровности, да и вода, мягко говоря, под ногами. Вечером нужно было принять решение о дальнейшем нашем маршруте. Намеченное в Москве может оказаться нам не по силам. Коллективный разум находит отличнейшее решение, не делать кольцо с перевалом 1А, а завтра сходить в радиалку – перевал КЦДЮТ – обзорная вершина 1922.

Туристы снимают лыжи чтобы добраться до вершины

                Лучший день нашей экспедиции начался с моего с Ваней дежурства. Люблю дежурить утром. Выползаешь из палатки, на улице еще темень. Разводишь костер из наколотых палочек для печки. Пока занимаешься откупоркой термосов и подготовкой продуктов, каны закипают. Начинает сереть и вскоре вершины окрестных гор озаряются розовым светом предстоящего восхода.  После заливки термосов можно позволить себе из остатков кипятка чашечку кофе. Каны опять набиваем снегом. Тихо, все спят, а природа вокруг тебя оживает в предвкушении нового дня. Далее пошло неудачно. Бросили вариться модные итальянские макароны, что продавались с деревянной лопаточкой, и Ваня пошел будить туристов. Турист из палатки обычно выходит неохотно. Макароны сварились, повесили их около костра в ожидании появления едоков. Когда наконец-то все собрались, макароны превратились в однородную массу и качественно прилипли к дну кана. Егор потом будет долго их отмывать, но справится, опыт не пропьешь.

Туристы в снежной яме готовят ужин.

                С собой в радиалку берем веревку, ледорубы, кошки, карабины (у нас все по-настоящему), термоса, посуду, пуховки. Все укладываем в три рюкзака и везем их по-очереди.  Налегке идти хорошо, погода солнечная, видимость 100 на 100. Перевал проскакиваем быстро, он в лесу и окрестностей с него не разглядишь.  Уже перед самой горой выходим на плато. Очень живописное место, размером как футбольный стадион, уютная ложбина с редко стоящими кедрами. Я подъезжаю к склону и начинаю идти вверх на лыжах. Крутизна склона растет, я пропускаю вперед Мармулева и он уезжает метров на 10 вверх по высоте и останавливается, так как идти дальше становится опасно. Снизу подъезжает Егор и объясняет, что в горах так нельзя, нужна страховка, иначе сорвешься вниз по склону, и к подножью доедут одни уши. Потихоньку доезжаем до небольшой кедровой рощицы, оставляем рюкзаки и лыжи. Вверх первым идет Егор, выбивая в снегу ступени, страхуя себя ледорубом. Мы идем за ним след в след. Набрав 150 метров, выходим наконец-то на плоскую полку, от которой до вершины  можно подняться вполне спокойно. Мы на крыше мира! Вокруг скалистые хребты Арадана, внизу порытые лесом долины, зрелище космическое.  На вершине делаем большую фотосессию. Турист с ледорубом, турист в кошках, группа туристов на фоне Араданского хребта и т.д. Особенно круто выглядит Бобриков – в кошках, в маске, весь в карабинах, ледоруб в руке. На спуске он фотомодель. Все фиксируют его развлечения по спуску лежа, сидя и как он зарубается ледорубом в склон. Я пробую одеть на себя кошки и спуститься как правильно. Это оказывается довольно трудно. Но вот уже солнце клонится к небосклону и пора идти обратно. По своим выдолбленным в снегу следам спускаемся аккуратно вниз. Сначала идем задом, а когда крутизна склона позволила, то спускаемся уже передом, страхуясь лыжными палками. Дойдя до лыж, надеваем их и съезжаем по пухляку к подножию горы. С плато у подножия отличный вид на закат, вскоре солнце садится за горы и рисует нам темный силуэт скалистого хребта. Мы бодро мчимся по нашей лыжне вниз.  Я упал один раз, в самом уже лагере. Доехал, остановился, поговорил с Ваней, который пришел к месту старта первым, и тут же провалился в снег. Коля через 5 минут сделал тоже самое на том же месте. Следующим дежурным повезло – яма под костер готова, дрова есть. За ужином поднимаем тост за сегодняшний день. Этот день — настоящая кульминация похода.

Зимний лес Арадана.

                Пятый день нашей экспедиции обещал быть ненапряжным. С утра по накатанной нами позавчера лыжне довольно бодро доезжаем до перевала Тракторный. Подъем на перевал с нашей стороны некрутой, и мы довольно быстро взбираемся на перевальное седло. Перевал очень красив, подъем идет в широкой заснеженной ложбине, которая, живописно изгибаясь, выходит на седло перевала. Как раз подоспело время обеда, и мы решаем обедать на самом перевале, благо солнечно и практически безветренно. Первые туристы выходят на седло и обалдевают от открывшегося вида. Нас ждет лучший обед в горах. С места обеда открывается вид на залитый солнцем скальный хребет, окружающий Араданское озеро. Обедаем неспешно, любуясь горами и наслаждаясь солнечным днем. После обеда нас ждал крутой спуск в долину Левой Араданки, с множеством падений в разных вариациях. Дальше тропили вниз по Левой Араданке. Ближе к 6 вечера была моя очередь тропить. Я вышел на начало поля и уступил тропежку следующему туристу и пошел обратно за рюкзаком. Когда я  снова вышел на это поле уже с рюкзаком, то увидел, что часть туристов едет обратно. Оказалось, что поле заканчивается высоким обрывом к реке, которая протекает внизу в глубоком скальном каньоне. Сегодня уже поздновато искать проход, поэтому разбиваем лагерь. Коля просится идти на разведку, я с ним соглашаюсь. Коля вернулся уже в темноте, нашел-таки спуск и подъем на другую сторону реки. При этом практически ничего не потерял, первый чай еще не успел закипеть.

Часть группы на смотровой вершине.

                Шестой день был посвящен подъему на перевал Пещерный и задачей не торопится, чтоб раньше времени не выехать на трассу, в конечную точку нашего путешествия. Подъем на перевал нам в этом очень помог. С утра нас разбудил приятный голос Васи, рассказывающий, что каша уже почти готова, да и погода тоже отличная.  Вышли на лыжню, протоптанную Колей, пересекли каньон и начали набирать высоту. GPS показывал направление на перевал, и можно было спокойно, набирая высоту, углубляться в лес. Вниз на реку идти не хотелось –это потеря высоты и пугала перспектива оказаться в каньоне с открытой водой впереди. Дальше пошло как в докторе Айболите: а горы все круче… Лес становился все непролазней, более заросшим кустарником, а уклон все круче, со скальными выходами. Пришлось пересечь каньон впадающего в Араданку ручья. Только к обеду стало выполаживаться и лес начал редеть. Особенно «добрым словом» поминали легких туристов, тропивших первыми, да еще без рюкзака. После обеда на солнечной полянке, вышли на просеку ЛЭП, до перевала оставалось около 300 метров. Мы с Ваней спугнули с насиженного места глухаря. Он проворно взлетел и скрылся в лесу. Мы пошли смотреть его следы, которые он натоптал в кустах. На перевале прямо под ЛЭП сделали несколько фото. Дальше был полюбившийся туристам скоростной спуск по пухляку. Лидировал Ваня. Вышли речку со странным названием Паганка, простились с ЛЭП и о чудо – метров через 500 заметили старую сильно засыпанную снегом буранку, о возможности появления которой, я читал в описании томичей. До дороги оставалось 6 километров, а лыжи по буранке ехали вполне быстро. Пора было прекратить на сегодня тропежку, но в то же время хотелось найти место для крайней ночевки получше, с хорошими дровами и красивым видом. В итоге отмахали еще пару километров и встали на ночлег. С видом может было и не очень, но дрова оказались самыми лучшими в этом походе. Вечером пытались дозвониться до водителя, подтвердить наше прибытие и что у нас все идет по плану. Коля купил модный водонепроницаемый телефон с внешней антенной. Я ему дал местную симку ЕТК. Он тут же для теста позвонил жене. Поговорил отлично и принес нам радостную весть о первом месте России в медальном зачете на олимпиаде. До водителя мы пытались дозвониться целый час. Меняли место, руки и уши, Коля накручивал к антенне проволоку. И вдруг дозвонился. Водитель нас заверил, что вывезет нас в назначенное время.

Иногда для прохождения снежно-фирновых склонов нужны кошки и ледоруб.

                Завершающий ходовой день начался с неспешных сборов. Вышли на буранку, река быстро теряла высоту и мы вместе с ней тоже. Было несколько хороших скоростных спусков. Старались делать привалы почаще. Все-таки получилось выехать к поляне перед дорогой к часу дня. Можно было не спеша пообедать, так как машину ждали к трем часам. Дальше все было как обычно. Приехал водитель, загрузились, заехали по дороге на базу, забрали сумочку с вещами, откопали в ней полуторалитровку пива. В Танзыбее  остановились купить шишек и совершить звонки домой. Вспомнили, что по дороге видели вывеску кафе с бурятскими позами, который нам полюбились в прошлогодней экспедиции на Байкал. Водитель был не против остановиться, и через час уже мы сидели в кафе, жадно поедая каждый свою порцию. Еще позже, сидя в Абакане в двухкомнатной квартире ужинали приготовленным Сергеем мясом.

Араданский «Эльбрус».

                В 9 утра к подъезду подъехала громыхающая Газель и отвезла нас в аэропорт. Пройдя все формальности и купив сувениры, загрузились в самолет. Бобриков быстро смекнул, что первый ряд пустует и пересел туда, я, посмотрев на такое дело, пересел к нему тоже. Летели с удобствами. Но перед вылетом было маленькое приключение. Когда стюардесса приветствовала на борту, не дав ей договорить, вдруг в самолете отключилось все электричество, и наступила полная тишина. Бобриков увидел в окно, как от самолета отъезжает аэродромный генератор. Стюардесса прошла по салону и сказала, что не волнуйтесь — у нас все в порядке, сейчас нас будут обрабатывать антиобледенительной жидкостью. Самолет взяли на буксир и покатили на площадку для обработки. После процедуры мы долго ждали, пока не приедет к нам аэродромный генератор, чтоб запустить двигатели. В самолете явно вышла из строя своя ВСУ (вспомогательная силовая установка). Но вот двигатели заработали и через 5 минут мы были уже в воздухе, наблюдая, как скрывается сибирская земля в молоке облачности. Через 5 часов полета нас встречала Москва небольшим снегом и легким морозцем. Наш поход завершился. А в это время Фёдор Конюхов продолжал свое одиночное плавание через Тихий океан и подплывал к Французской Полинезии.

Ходите с нами в походы))

Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

40 − = 32